Медицинский психолог в своей работе использует 3 основных метода:
· Беседа
· Наблюдение
· Психологический эксперимент.
Обычно они взаимодополняемы, чередуются и встраиваются друг в друга в процессе клинико-психологического исследования, которое всегда есть общение с пациентами.
Беседа зависит от поставленной врачом перед психологом задачи и предполагает также предварительное изучение истории болезни. Из истории болезни психолог получает сведения о состоянии пациента, его особенностях, ведущих клинических симптомах. Такое предварительное "знакомство" с больным позволяет правильно построить диалог, актуализировать отношение больного к проведению исследования как к значимому факту его жизни. Во время беседы выявляются сфера интересов больного в данный момент, возможности общения, самооценка, осознание болезни, критичность. Наблюдение за поведением больного во время клинико-психологического исследования позволяет увидеть поведенческие проявления и формы реагирования на вопросы психолога, отношение больного к ошибкам при выполнении заданий, возможность контроля собственной деятельности, отвлекаемость, зависимость или независимость от посторонних раздражителей, появляющихся в ситуации взаимодействия с психологом.
Данные, полученные в процессе беседы и при наблюдении за больным, сопоставляются с результатами его деятельности в клинико-психологическом эксперименте. Проведение психодиагностических исследований, осуществления мероприятий, направленных на восстановление психического здоровья.
Методики для исследования когнитивных процессов
· Методика Люшера
· Шкала Шульте
· Шкала HDRS (для оценки депрессии, тревоги)
Методики для исследование сенсомоторной сферы, исследование познавательной сферы (память, мышление, интеллект).
· Заучивание 10 слов
· Сюжетные картинки
Методики для исследование эмоционально-волевой сферы, исследование самооценки.
· Бесседа
· Тест Люшера
· Методика незаконченных предложений
Психологическое сопровождение направлена на восстановление психического здоровья, психической помощи, социальной поддержки.
И первым на этапе реализации реабилитационного маршрута является индивидуальный и диагностический подход к каждому пациенту, в зависимости от его внутренней модели болезни, дезадаптирующих факторов, механизмов защиты, личностных ресурсов.
Индивидуальная работа психолога проводится в разных формах: консультирование пациента, индивидуальная беседа, формирующая безопасную, доверительную атмосферу и готовность восстанавливаться после перенесенного острого заболевания.
В случае реабилитации постинсультных пациентов акцент ставится на:
· Тренинги когнитивных навыков для пациентов с высокими показателями когнитивных функций, с целью профилактики нейрокогнитивного дефицита;
· Тренинги когнитивных навыков для пациентов, имеющих умеренные нарушения памяти, внимания, мышления с целью тренировки указанных процессов, пополнения словарного запаса, развития самоконтроля, сообразительности.
· Немаловажным является оказание эмоциональной поддержки родственникам, семейная психотерапия. Нарушения мышления, характерные для постинсультных пациентов оказывает физическое, психологическое, социальное и экономическое воздействие на людей, осуществляющих уход.